чт, 02 май
00:55
Ставрополь
+11 °С, ясно
Эксклюзивы

Михаил Кузьмин: «Опыт и знания в интересах Ставрополья»

Статья

31 марта 2016, 17:14

Михаил Кузьмин родился в Свердловске, в ранней юности переехал с родителями в Ставрополь. Здесь закончил школу, институт. Здесь же проработал всю жизнь. Причём почти 30 лет — в органах власти Ставропольского края.

Многие жители краевого центра до сих пор считают его одним из лучших градоначальников за всю историю Ставрополя. Хотя руководить столицей региона ему пришлось в непростые 1990-е годы. О жизни, работе и планах на будущее Михаил Кузьмин рассказал в интервью краевому информационному агентству «Победа26».
— Вы инженер-механик автотранспорта по специальности. Как выбрали профессию?
— Когда поступал в вуз, понимал, что мне нужна специальность механика. Хотел вообще-то учиться в лётном училище. Но была травма от спорта — мениск. И когда подошла медкомиссия в лётном училище, мне рекомендовали год пропустить. Сдал документы в политехнический институт на вечернее отделение по специальности «машины и аппараты пищевых производств». И пошёл на работу на завод автоприцепов. Вечером учился, днём работал. В армию ушёл с вечернего отделения. А после армии восстановился уже на другую специальность — инженера-механика автомобильного транспорта. Перевёлся на очное отделение, поскольку считал, что важно получить именно такое — очное образование. Специальность мне со временем очень понравилась.
После окончания института я работал в системе минсельхоза, но недолго. Меня порекомендовали на комсомольскую работу: инструктором крайкома комсомола по координации комсомольской организации на железнодорожном транспорте. Оттуда был направлен первым секретарём Октябрьского райкома комсомола. Но я прекрасно понимал, что, если я останусь «лабораторным» руководителем, это будет неправильно.
Оставил комсомольскую работу и пошёл на самую рядовую специальность. Как первый секретарь райкома, я, конечно, мог претендовать на высокие посты. Но мне было важно пройти путь от начала до конца. Поэтому пошёл работать механиком автоотряда по пригородным перевозкам. Мы его называли «дикая дивизия». Сменяемость водителей была очень большая, а подвижной состав слабый. Ездили в недалёкие наши сёла и посёлки.
— Что побудило выбрать самую трудную работу?
— Надо было пуд соли съесть. И главное — понять психологию людей, с которыми ты работаешь. Трудился механиком. Стал начальником автоотряда. И мы нашу дикую дивизию вывели на лидерские места по качеству и регулярности перевозок. И тогда руководитель автопредприятия Игорь Викторович Куницын порекомендовал меня на должность главного инженера. Этой работе я посвятил около двух лет. В 1986 году, когда на пенсию ушёл заведующий отделом промышленности и транспорта горисполкома Евгений Александрович Корнышев, меня пригласили занять эту должность. Через несколько лет я стал первым замом председателя горисполкома, затем – главой города.
— В 1991 году казалось — мир рухнул. И в этот момент вы становитесь мэром краевого центра. С каким чувством вы брали на себя эту ответственность?
— Поначалу я ответственности особо не понимал. У молодых людей часто нет страха. В то же время, у меня уже была хорошая школа с 1986 по 1991 год. Я знал систему жилищно-коммунального хозяйства и другие процессы, происходящие в городе. Решение принималось в Москве. Помню, сижу на работе, мне приносят почту, а там — «…указом Президента Российской Федерации Кузьмин Михаил Владимирович назначен главой города Ставрополя».
Естественно, отрекомендован был из края — губернатором, общественно-политическими структурами. У меня не было эмоций, я принял это как факт.
— Вы не только справились с работой, но и к 1995 году вошли в число 10 лучших мэров России. Каким образом вы выстраивали руководство городом в начале 1990-х? Какими результатами довольны, а какими — нет?
— Я был не одинок в принятии решений. Была сильная молодая команда, работали все вместе с заместителями, советами, краевым руководством. В то время Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин принял решение о создании совета по местному самоуправлению. В этом совете мы стояли у истоков формирования всей законодательной базы по муниципальному управлению.
Мне повезло — я попал в плеяду опытных руководителей. Мы советовались, регулярно проводили встречи. Перенимали интересный опыт друг у друга. В Ставрополе мы были новаторами по многим вопросам. Единую пенсионную службу создали первыми в России. Службу спасения — первыми в России. Была даже попытка создания муниципальной милиции. Она недолго работала в рамках подготовки федерального закона по этой теме. Даже налоговую службу муниципальную мы создавали — практически единственные в России.
— Дважды жители переизбирали вас мэром. Вы руководили Ставрополем 10 лет — до 2001 года. Почему не стали продолжать карьеру градоначальника?
— Я же инженер-механик и хорошо знаю такое понятие, как усталость металла. Когда металл начинает разрушаться самопроизвольно. Десятилетний период — достаточный для руководства городом или иной структурой. Пришла пора обновлять кадры. И время менялось. Кроме того, я всегда считал, что у избранного главы должен быть достаточно серьёзный авторитет в региональных структурах. И с 1997 года, совмещая должность главы Ставрополя и депутата краевой думы, я мог влиять на определённые процессы в интересах города и его жителей. Когда было приято решение о запрете совмещения должностей главы и депутата, я попросился у населения, чтобы с поста мэра меня отпустили по собственному желанию.
— Избиратели доверяют вам представлять их интересы в Думе Ставропольского края несколько созывов подряд. Чего удалось достичь за годы работы в региональном парламенте? Какие решения были приняты, какие процессы пошли для улучшения жизни людей в Ставропольском крае?
— Важно понимать, что закон определяет, прежде всего, порядок. И не всегда этот порядок нравится нам. Предположим, любит ли человек заправлять свою постель утром? Не все любят. Но это — правило, которое нужно выполнять. Правила ограничивают свободы. Но если мы умеем жить по этим правилам, то качество жизни в целом — улучшается. Мы неслучайно говорим: закон суров, но он — закон. Я всегда избирался по одномандатному избирательному округу от города Ставрополя. Естественно, моя задача — контролировать ситуацию по городу. Чтобы наполнялся бюджет, чтобы туда шли определённые программы.
Неслучайно в один из периодов работы в думе был принят закон Ставропольского края об особом статусе краевого центра. Ежегодно выделяются средства с учётом того, что в Ставрополе находятся федеральные структуры, вузы, социальная нагрузка здесь достаточно серьёзная.
Как одномандатник, я часто приезжал в 204 квартал, и мне задавали вопрос: в начале 1990-х годов здесь закладывали школу. «Когда же будет школа?», — спрашивали жители. Сегодня я могу с удовольствием сказать, что благодаря взаимодействию города, депутатов и губернатора Ставропольского края, сегодня там не только школа, но и детский сад.
Остальные курируемые мной вопросы в Думе — специфические, связанные с природопользованием. Благодаря законодательной деятельности нашего комитета удалось сегодня исключить возможность захвата лесов в городе Ставрополе. Мы сумели замежевать леса. Развивается тема заказников в Ставропольском крае. Мы серьёзно отслеживаем вопросы строительства и поддержания в хорошем состоянии гидротехнических сооружений. Чтобы не повторилась ситуация 2002 года с разрушительным наводнением в Кочубеевском районе.
— За время работы в госуправлении вам вручили несколько орденов, грамот, благодарностей, в том числе от президента. Какая из наград особенно важная, особенно ценная? С чем связано её вручение?
— Особенным для меня стал орден Почёта. Его вручили уже после того, как я ушёл с поста мэра. Инициатива присуждения ордена шла от города и была поддержана губернатором края, федеральными структурами. Эта награда — оценка, наверно, первичного периода работы в Ставрополе в 1989–1994 годы. Вряд ли можно сказать, что мы тогда чего-то достигли. Скорее, старались удержать ситуацию, чтобы не развалилось всё до основания. И эта награда очень значима. Ценю и благодарность от президента Бориса Николаевича Ельцина за вклад в проведение реформ.
— Вы — представитель самой большой партии страны, человек с огромным опытом работы руководителем краевой столицы, депутат регионального парламента — это известно всем. А как бы вы сами охарактеризовали себя как политика?
—Я – человек со своим характером. Свердловчанин, опылённый Кавказом, опылённый Ставропольем. И комфортно чувствую себя в любой точке мира, особенно в Российской Федерации. Когда у меня паспорт в кармане и какое-то определённое количество денег, мне неважно, где находиться: в Красноярске, Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге или, предположим, в Страсбурге, где я был членом палаты региональных и местных властей Совета Европы с конца 1990-х по 2001 год. И меня убеждать очень сложно, если я сам не убеждён в чём-то. Поэтому, возможно, с моей стороны звучат порой критические замечания. Но у меня есть жизненный опыт, на который я опираюсь. Когда ты напитан мнением людей, проблемами людей, ты можешь принять то или иное решение и отстаивать его.
— Вы примете участие в предварительном голосовании по выбору кандидатов для выдвижения от партии «Единая Россия» в Госдуму. Как вы пришли к этому решению?
— Я выдвинул свою кандидатуру для прохождения процедуры предварительного внутрипартийного голосования, потому что знаю: у меня есть опыт, который я могу предложить для формирования правил комфортного проживания на территории Российской Федерации.
Сейчас у меня походят частые встречи с людьми. Ставропольский округ — это огромнейшая территория края: Труновский, Красногвардейский, Благодарненский, Ипатовский, Новоселицкий, Александровский, Петровский, Грачёвский районы. А также Ленинский и Октябрьский район Ставрополя, Михайловск и часть населённых пунктов Шпаковского района.
Перед принятием решения у меня были серьёзные консультации с коллегами от партии «Единая Россия», с депутатским корпусом, с губернатором края. Что очень важно – меня поддерживает семья: супруга, если что, готова со мной по районам ездить.
Сегодня финансы централизованы, и чтобы в край пошли инвестиции, пошли целевые программы, нужна серьёзная работа на федеральном уровне. Нужен опыт и единая мощная команда. На мой взгляд, такая команда может быть сформирована. Что хочу принести людям в составе этой команды? Прежде всего участие во всех программах правительства Российской Федерации, которые существуют и которые нам нужны. И что немаловажно — не принести чепухи, которую порой принимают на федеральном и региональном уровне. Не будем палить в воздух холостыми.
Кроме того, на мой взгляд, нужно поднимать статус Ставропольского края. Думаю, что сочетание опыта и энергии поможет сформировать к нашему региону достойное отношение на всероссийском уровне.